JOURNALCHIK.RU
2021.07.09 11:06

Ростислав Ищенко: «Крымская платформа» и генерал Вейротер

Ростислав Ищенко

Особенностью австрийской военной школы XVIII – начала XIX века была уверенность военачальников, что противник будет действовать только так, как за него решили австрийцы.

Классическим является описание Толстым плана сражения приАустерлице, разработанного генералом Вейротером, опиравшемся науверенность, что Бонапарт будет пассивно ждать развёртывания инаступления русско-австрийских колонн. Но та же проблема приводила австрийцев ккатастрофе вомногих других сражениях идаже целых военных кампаниях эпохи.

«Выдающиеся успехи» украинской армии втекущей гражданской войне свидетельствуют отом, что украинские генералы полностью переняли австрийский подход двухвековой давности. Но сукраинских генералов спрос невелик. Те изних, кто успел окончить советские военные академии ипослужить вреальной армии, давно ушли вотставку. Новое же поколение генералов делало карьеру уже вчисто украинской армии, накоторую её командование смотрело какна источник личного обогащения, нововсе немеханизм защиты государства.

Поэтому нет ничего удивительного втом, что вначале ВСУ оказались нев состоянии быстро подавить разрозненное сопротивление малочисленных плохо вооружённых иподготовленных отрядов ополчения, находившихся преимущественно подкомандованием любителей идилетантов, азатем (как только началась более-мене системная помощь России) украинская армия исчезла вмногочисленных котлах.

Через девять месяцев после первых боёв вДонбассе ВСУ навсегда прекратили активные боевые действия, пробавляясь террористическими обстрелами мирных городов, нодозируя свою активность таким образом, чтобы недать ДНР/ЛНР повод дляперехода внаступление (опыт Дебальцево незабыт).

Однако «австрийская болезнь» помимо украинских военных распространилась также на политиков и дипломатов «многотысячелетней» державы. Они также уверены, что вся глобальная политика вращается вокруг Украины и что все украинские прожекты будут обязательно поддержаны ЕС и США. Многочисленные провалы ничему не учат, и в результате даже теоретически перспективные проекты оказываются провальными, как только за их реализацию принимаются украинские чиновники.

Вспомним когда-то модный, аныне хорошо забытый ГУАМ. Идея политико-экономического объединения южных республик бывшего СССР (Грузии, Украины, Азербайджана иМолдавии) была выложена настол Государственным департаментом США уже впроработанном виде. Оставалось её только реализовать. О том, что идея была перспективная, амеханизм реализации достаточно проработан, свидетельствует тот факт, что предельно осторожный, ныне покойный первый президент Узбекистана Ислам Каримов поначалу решительно ввёл свою страну вобъединение, превратив его вГУУАМ.

Однако после нескольких бесплодных саммитов, входе которых заявлялось громадье планов, кои никто ине думал реализовывать, Узбекистан покинул объединение, опять ставшее ГУАМом. Затем резко снизился интерес корганизации Азербайджана. Шутили даже, что скоро ГУАМ превратится вГУМ, ноБаку нестал официально покидать эту структуру. Тем неменее, после 2008 года организация практически неработала.

Единственный всплеск активности состоялся в2017 году, когда вКиеве были подписаны документы онамерении создать между участниками зону свободной торговли, которая так ине была создана. Кстати, первый раз аналогичные документы подписывались также насаммите вКиеве, только в2006 году.

Формально ГУАМ существует досих пор, какие-то мероприятия проводятся, каким-то людям обеспечены рабочие места всоответствующих структурах МИД стран-участниц, нотолку отэтого ноль, иникого вмире существование ГУАМ неинтересует.

Произошло это из-за того, что страны ГУАМ смотрели наУкраину какна регионального лидера. Киев должен был пологике вещей ипо задумке американцев выполнить наЮге ту же работу, которую Варшава выполняет вПрибалтике ипытается выполнять вБелоруссии,— стать центром серьёзного регионального объединения, контролирующего альтернативный российскому маршрут изАзии вЕвропу.

Это должно было дать кумулятивный эффект отколлективного транзитного потенциала, вывести наевропейский рынок среднеазиатские энергоносители (альтернативные российским), атакже обеспечить опережающее экономическое развитие стран-участниц ивконечном итоге содействовать заключению ими военно-политического союза (с привлечением Турции) длязащиты своих экономических интересов.

С учётом проблем с Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом такой союз был бы объективно направлен против России, чему дополнительно способствовала бы объективная экономическая конкуренция ГУАМ и России. Москва должна была бы приложить максимум усилий, чтобы не допустить успеха ГУАМ. Но ей не пришлось напрягаться — организация сама впала в кому благодаря усилиям украинской дипломатии.

Пока остальные члены ГУАМ ждали отКиева какой-то активности иуповали наукраинское лидерство, украинские политики считали, что всё сделают американцы. Американцы напишут иубедят всех подписать нужные соглашения, американцы проложат дороги, протянут продуктопроводы, разрешат проблемы спорных территорий иакваторий ит.д., аукраинские политики будут просто сважным видом прибывать наподписание готовых текстов ипередавать остальным участникам волю США.

Но желающему иметь некий результат надонад ним работать самостоятельно. Самому преодолевать препятствия, находить решения сложных проблем ит.д. Польша потому истала хоть мелким, норегиональным лидером, что прилагала кэтому постоянные усилия, убеждая американцев иевропейцев поддержать польский подход кпостсоветскому пространству. На некоторое время вВаршаве даже смогли добиться неформального статуса государства, ответственного завосточную политику ЕС.

Подкосил польскую позицию вЕС провал наУкраине после 2014 года, нев последнюю очередь случившийся потому, что украинские политики заняли свою традиционную позицию: они заявили освоих желаниях, начертали планы истали ждать, когда кто-нибудь эти планы осуществит.

Каждый, кто встречается всоциальных сетях спредставителями украинской сетевой «общественности», сталкивался сситуацией, когда вответ нарезонное замечание, что Украина дошла дотакого состояния, когда отнеё нетолько ничего независит, ноона даже существовать насобственные средства неможет, оппонент впадает вистерику иначинает рассказывать, что уже вближайшие недели США иНАТО завоюют дляУкраины Россию сокрестностями ина башнях Кремля засияют трезубцы.

Это неточка зрения маргинала, это точка зрения системных украинских политиков ипозиция украинских дипломатов:

«Мы уже придумали, как США должны спасти Украину и наказать Россию. Приступайте к исполнению!»

Ровно поэтому на Украине сейчас проваливается очередной проект — «Крымская платформа». Заявленная Зеленским и его МИДом в сентябре 2020 года как механизм информирования мирового сообщества о проблемах Крыма, а также средство организации, аккумуляции и координации международного давления на Россию, «Крымская платформа» могла стать для России тем, что называют «камешек в ботинке». Крым, конечно, таким образом не вернуть, но создать Москве дополнительные проблемы было можно.

Западные СМИ спервого дня взялись пиарить будущую платформу ипересказывать (со слов украинских политиков), какстрадает население «оккупированного Крыма». В те дни (напомню, это была осень 2020 года) украинский портал «Обозреватель» писал оКрыме:

«Питьевая вода, конечно есть, но идёт на нужды военных баз и военной промышленности, а ещё для российских туристов. Самим же крымчанам ничего не остаётся…»

Так ивидишь российского туриста, чьи нужды впресной воде удовлетворяются засчёт погибающих отжажды жителей Крыма, которые втакой схеме представляются вовсе ине российскими гражданами, анаселением какой-то угнетённой колонии.

Думаю, что приусловии приложения минимальных усилий украинские дипломаты вполне могли бы разогнать подобного рода ересь позападным СМИ, возбуждая общественное недовольство «угнетающей крымчан» Россией. На фоне подобной информационной кампании можно было бы добиться присутствия научредительном саммите «Крымской платформы» делегаций США, Канады, Австралии, Японии инескольких стран ЕС.

Конечно, это небыли бы делегации высокого уровня. Нельзя было бы вести речь опремьерах илипрезидентах, ноуровень министра, заместителя министра, помощника госсекретаря был вполне достижим.

Дальше же, зафиксировав серьёзное международное представительство, можно было бы постепенно разрабатывать механизмы постоянно действующих комиссий сучастием послов соответствующих государств, атакже периодических саммитов, вначале науровне министров иностранных дел, ав перспективе можно было бы продавливать иуровень глав правительств, атам иглав государств.

Но дляэтого надобыло тяжело иупорно работать, выбирать момент, когда уСША иЕС будут нарастать противоречия сРоссией иони сами будут заинтересованы вочередном уязвлении Москвы, идти науступки колеблющимся, активно убеждать проявивших интерес ит.д.

Что делают украинские политики? Они начинают спорить, надоли допускать участие России в «Крымской платформе». Они почему-то несомневаются, что Москва будет добиваться такого участия. Почему они так считали? Ведь позиция России отом, что крымский вопрос закрыт навсегда иобсуждать здесь нечего, Украине известна.

Более того, сами украинские политики говорили, что решить крымский вопрос они рассчитывают нераньше, чем уйдёт отвласти Путин. Так почему же они считали, что Россия будет рваться кучастию вэтом изначально антироссийском мероприятии? Тайна сия велика есть.

Далее украинцы стали приглашать на «Крымскую платформу», которую планировалось провести уже вмае 2021 года, каждого встречного ипоперечного. То есть они умудрялись пригласить отодной итой же страны наодно ито же мероприятие сразу министра иностранных дел, президента ипремьера.

Понятно, что их вежливо благодарили, недавая конкретных обещаний. Ведь дипломатические ведомства стран-партнёров Украины немогли выработать рекомендации относительно участия вмероприятии, непонимая его формат. На каком уровне оно пройдёт: глав государств, глав правительств, глав дипломатических ведомств? Какова повестка дня? Какие документы планируется принять? И т.д.

Затем выяснилось, что вмае проводить «Крымскую платформу» неудобно. Как раз вэто время Киев бился вистерике, обвиняя Запад впредательстве иугрожал спровоцировать войну сРоссией, чтобы сорвать намечавшуюся Женевскую встречу Путина иБайдена. В таких условиях рассчитывать науспех «платформы» неприходилось. «Установочное заседание» было перенесено Киевом наконец августа.

С учётом того, что графики международных мероприятий с участием первых лиц планируются на год вперёд и внести в них изменения довольно трудно, волюнтаристское перенесение даты мероприятия свидетельствует о том, что оно банально не было готово.

Кстати, обэтом же свидетельствует тот факт, что если вдекабре 2020 года вКиеве утверждали, что принять участие в «Крымской платформе» согласились США, Канада иЕС, то сейчас вКиеве вавгусте ждут только руководителей Польши иПрибалтики, атакже очень рассчитывают наЭрдогана, ноне уверены, поскольку он им неподтвердил участие.

Могу сказать, что гарантированно придут послы западных стран. Я незнаю, что надоучудить Украине, чтобы они проигнорировали мероприятие подобного рода. Но большинство изних небудет проявлять активность.

Просто посидят-прослушают, вкрайнем случае, если журналисты поймают, илиукраинские организаторы сножом кгорлу пристанут, посол заявит позицию своего государства, заключающуюся втом, что какСША, так ивсе члены ЕС продолжают считать Крым территорией Украины.

На этом фоне Эрдоган, конечно, был бы крупным приобретением длясаммита, каккапитан второго ранга Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов вфильме «Свадьба», вкачестве почётного гостя, занеимением настоящего генерала.

Но никто неможет сказать точно, что он найдёт длясебя более выгодным вэтот момент – продемонстрировать свою самостоятельность вкачестве регионального игрока илине дразнить Москву лишний раз, учитывая, что кризис завтра некончится, апринимать туристов исбывать помидоры надо.

В результате «Крымская платформа» грозит завершиться гигантским пшиком. В информационном плане саммит неподготовлен, вполитическом также – никто изприглашённых непонимает, зачем внём участвовать, что его страна отэтого получит, каковы планы подальнейшему развитию процесса. Киевские же дипломаты видят свою задачу втом, чтобы всем рассказывать, какэто важно дляУкраины.

С их точки зрения, раз дляУкраины это важно, то США, ЕС ипрочие должны сами побеспокоиться какоб организации мероприятия, так ио надлежащем эффекте. Украинские же хозяева саммита итак заняты, уних полно забот:

  • где расселить гостей, как их встретить в аэропорту и кто их накормит (вернее, кто оплатит банкет).

В общем, украинские вейротеры составили диспозицию, а сражение выиграть за них должен кто-то. Потом опять будут удивляться, почему «никогда такого не было, и вот опять».

Источник
0 9
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Вход


Solve : *
16 − 9 =


Зарегистрироваться на этом сайте

Solve : *
27 − 14 =

^